Публикация

Как сохранить коммерческую тайну?

В современной конкурентной бизнес-среде ценным ресурсом является информация, ведь зачастую она является не только источником сведения о фирме или проекте, но и товаром, который продают и покупают. Потеря даже части такой информации ведет к большим неприятностям, вплоть до банкротства или потери бизнеса.

 

Коммерческие «секреты» - это всего лишь один инструмент из множества различных инструментов интеллектуальной собственности, которые при правильном использовании дополняют и усиливают другие инструменты. Например, когда Coca-Cola защищает свою секретную формулу как коммерческую тайну, тем самым она также укрепляет свою торговую марку. 

Исходя из этого очевидно, что коммерческая тайна как совокупность сведений технического, организационного, коммерческого, производственного и иного характера представляет значительный экономический интерес его владельца – предпринимателя, который осуществляет хозяйственную деятельность в условиях конкуренции.

 

Обеспечение надлежащего правового регулирования отношений, связанных с охраной коммерческой тайны, является важной задачей в рамках реализации государственной политики в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма. В настоящее время законодательство по вопросам коммерческой тайны не систематизировано. Отношения, связанные с охраной коммерческой тайны, регулируются нормативно-правовыми актами, относящихся к различным отраслям права, в частности Гражданским, Хозяйственным кодексом Украины, Уголовным кодексом Украины, Кодексом Украины об административных правонарушениях, Законами Украины «Об информации», «О научно-технической информации», «О защите от недобросовестной конкуренции», и определяют лишь общие принципы правового регулирования таких отношений.

 

 

Несмотря на то, что существует несколько правовых и технических механизмов, которые могут использоваться для защиты активов предприятий в сфере ИС, лояльность сотрудников остается одной из самых больших проблем. В этой статье обсуждается необходимость обеспечения высокой лояльности сотрудников в качестве ключевого элемента стратегии защиты коммерческой тайны. В статье сфокусировано внимание на принципиальные пути, которыми можно следовать, чтобы заручиться доверием и преданностью сотрудников, тем самым отговаривая их от несанкционированного разглашения коммерческой тайны предприятия.

Поскольку рынок меняется так быстро, и тот факт, что коммерческие секреты могут быть независимо раскрыты другими (реверс-инжиниринг), предприятиям рекомендуется не полагаться только на свои существующие способы защиты коммерческой тайны (например, патенты), но прилагать постоянные усилия для разработки ноу-хау, чтобы оставаться конкурентоспособными. 

 

Выявление торговых секретов 

Существует три основных требования к информации, которая претендует на статус коммерческой тайны:

Информация должна быть секретной или передаваемой в контексте конфиденциальности.

Информация должна иметь коммерческую ценность в силу своей секретности;

Владелец информации должен приложить разумные усилия, чтобы сохранить информацию в тайне при соответствующих обстоятельствах.

Коммерческая тайна может представлять собой информацию любого типа: формулы, устройства, шаблоны, финансовую информацию, бизнес-планы, списки клиентов, необъявленные продукты и т. д., которые предприятие считает ценными и которые дают ему преимущество перед конкурентами.

 

 Защита коммерческой тайны

Учитывая сегодняшний прогресс в области коммуникационных технологий и скорость, с которой информация может дублироваться и перемещаться, сохранение коммерческой тайны является повседневной задачей. Для решения этой задачи предприятие должно сделать следующее:

Выявить все ценные коммерческие секреты, разработать и внедрить политику и программу защиты коммерческой тайны.

Просвещать сотрудников о важности коммерческой тайны и донести до них им политику и программу.

Периодически просматривайте и тщательно принимайте решения, какие сотрудники должны знать или использовать информацию. Ограничьте доступ на основе «необходимости знать» или «необходимости использовать»;

Применять физические и технологические ограничения для доступа к коммерческой тайне.

Ограничить и контролировать доступ общественности к объектам, в которых хранится коммерческая тайна.

Пометить «секретными» или «конфиденциальными» все документы, содержащие коммерческую тайну, чтобы избежать случайного или неслучайного разглашения.

Подпишите соглашения о конфиденциальности со всеми соответствующими сотрудниками, а также со сторонними лицами, которые так или иначе могут получить доступ к коммерческой тайне предприятия (например, сотрудничают на аутсорсинге).

 

 Сотрудники - самая большая угроза

Новые и улучшенные продукты и процессы, которые невозможно скопировать, обеспечивают столь необходимое конкурентное преимущество для предприятия. Постоянно находить идеи, которые являются творческими или изобретательными – нелегкая задача. Некоторые предприятия даже готовы «бессовестно красть» сотрудников конкурентов с целью заполучить их творческие и изобретательные способности, и, так сказать бонусом, знания секретов успеха конкурента. По неофициальной статистике, большая часть раскрытия или использования конфиденциальной информации осуществляется нынешними сотрудниками, особенно бывшим предприятием.

При трудоустройстве всегда существует «психологический договор» между работодателем и работником. В отличие от официального юридического контракта, это набор ожиданий, которые как работники, так и работодатели имеют в отношении вклада друг друга в предприятие и стимулов, получаемых за свой вклад. Эти ожидания в основном изучаются и понимаются во время работы. По мере того, как сотрудники постепенно начинают понимать культуру компании, им становится ясно, что является приемлемым или нет, каковы их обязанности и что они должны компании и что компания должна им.

Сотрудник автоматически обязан конфиденциальностью работодателю. Однако в условиях высокой мобильности кадров «психологические контракты» перестают быть надежными; это означает, что придание формальным юридическим контрактам большей важности становится важным. Такие договоры или положения в договорах усиливают правовую защиту коммерческой тайны и обеспечивают безопасность предприятия в случае судебных разбирательств. В трудовых договорах существует несколько типов договорных положений, которые предприятие может заключить со своими сотрудниками для защиты своей конфиденциальной информации.

Прежде всего, это NDA – положения о взаимном неразглашении, когда обе стороны соглашаются не разглашать какую-либо конфиденциальную информацию, охватываемую договором. Такие пункты должны быть включены во все типы контрактов, будь то обычные сотрудники, стажеры, временный персонал, акционеры, клиенты или кто-либо еще, кто может вступить в контакт с коммерческой тайной предприятия.

Еще одним популярным пунктом является пункт о неконкурентоспособности, который не позволяет сотрудникам заниматься аналогичной профессией или должностью с конкурентами работодателей или даже заниматься личным бизнесом с использованием информации предприятия. Внеконкурсное положение должно включать в себя обязанность не конкурировать с работодателем, не организовывать конкурирующую компанию, а также обязанность не призывать коллег по работе покинуть компанию для иного трудоустройства.

 

 Контракты о конфиденциальности не являются непогрешимыми

Сохранение конфиденциальности коммерческой тайны является бесконечной проблемой, так как страх раскрытия всегда присутствует. Как правило, сотрудники представляют собой главную угрозу, поскольку нет гарантии, что «соглашение о неразглашении» и «соглашение о несогласованности» будет достаточным для предотвращения использования или несанкционированного раскрытия секретной информации уходящими сотрудниками.

За последние пару десятилетий в мире бизнеса и рабочей силы произошли серьезные изменения. В прошлом один наемный работник считал, что это пожизненная работа, а менеджеры ожидали от них безоговорочной лояльности к предприятию. Точно так же работники были преданы своему работодателю. Этот имидж лояльности в сфере занятости постепенно изменился с появлением «глобализации», когда сотрудники начали сталкиваться с реструктуризацией, перемещением компаний и сокращением штатов. Работодатели «нарушили правила», взаимные обязательства пересматриваются, пожизненная занятость и преданность больше не ожидаются, переход на другую работу считается нормальным явлением, и люди постоянно стремятся к более высокой зарплате или улучшению условий труда. Получить и дать лояльность и доверие на рабочем месте становится все труднее.

Те изменения в рабочей среде и, следовательно, в лояльности сотрудников, которые произошли в течение последних нескольких десятилетий, увеличили шансы на нарушение психологического контракта. Поэтому пришло время уделять больше внимания укреплению лояльности сотрудников в качестве инструмента защиты коммерческой тайны. Работодателю может быть выгодно только восстановить приверженность, поскольку это повышает производительность и, что более важно, препятствует мобильности и снижает процент оборота, и, таким образом, сводит к минимуму риск разглашения коммерческой тайны.

 

Повышение лояльности сотрудников

Такие компании, как Southwest Airlines, Toyota и Cisco, которые получают прибыль, заботясь о своих работниках, пришли к пониманию того, что приверженность сотрудников должна быть хорошо интегрирована в его кадровую политику и общие бизнес-стратегии. Лояльность сотрудников так же важна, как и лояльность клиентов, поскольку предприятия доверяют клиентов своим сотрудникам, поэтому важно объединять, интегрировать и интерпретировать информацию о сотрудниках, чтобы иметь четкое представление об их потребностях и ожиданиях. Отношения между работодателем и работником должны основываться на взаимном уважении и понимании, справедливом и равном отношении к работникам, независимо от их должности. 

 

Коммуникация является важным шагом в продвижении приверженности сотрудников. Ожидания руководства могут не совпадать с ожиданиями сотрудников, поэтому взаимные ожидания должны быть предельно ясными. Когда менеджеры получают уважение и уверенность от их команды, усиливается приверженность. Таким образом, предложение программ развития лидерства менеджерам может улучшить их навыки и помочь им в определенных областях.

 

Внутреннее общение может быть полезным, и выслушивание сотрудников важно для того, чтобы они чувствовали, что они имеют отношение к предприятию, и предприятие может извлечь из них полезный вклад для улучшения управления и решения внутренних проблем. Установка таких программ, как внутренние форумы, где сотрудники могут свободно выражать свое мнение и давать предложения, может создать благоприятную среду. Выслушивание сотрудников может также предупредить компанию о слабых звеньях и недовольстве, что позволит руководству своевременно принять меры по исправлению положения. 

 

Снижение культуры дистанции власти и более коллективная, демократическая или децентрализованная среда на рабочем месте очень помогают в развитии лояльности сотрудников, поскольку они облегчают общение между менеджерами и сотрудниками и повышают взаимное уважение. Работодатели должны проявлять заботу и заботу об условиях труда. Кроме того, комфортабельное рабочее место создает семейную среду, которая в свою очередь создает чувство принадлежности. На заметку: развитие собственности работника в организации поощряет его лояльность.

 

 Соответствующие вознаграждения и льготы также важны для сотрудников. В финансовом отношении заработная плата должна быть справедливой в зависимости от вклада работников. Одним из способов согласования интересов бизнеса с интересами работника является введение планов распределения прибыли, в которых сотрудники получают бонусы в соответствии с прибылью компании. Как работники, так и работодатели в основном работают на общую цель для взаимной выгоды. Например, Procter & Gamble предоставляет своим сотрудникам выгодные планы по распределению прибыли, и многие из их сотрудников владеют акциями компании. Это дает большое чувство собственности и интересное финансовое преимущество для сотрудников.

 

Нефинансовое вознаграждение также должно предоставляться работникам за их вклад. Например, признание, оплачиваемый отпуск, программы «Сотрудник месяца», доступ к программам обучения и т. д. SAS Institute, крупнейшая частная компания-разработчик программного обеспечения в мире, имеет 4-процентную текучесть кадров. Факторы, которые, как можно сказать, способствуют относительно низкому обороту, включают в себя развлекательные мероприятия, планы медицинского страхования с полным возмещением, а также 35-часовые рабочие недели.

 

Мониторинг деятельности сотрудников

Работодатели должны постоянно следить за работой сотрудников для защиты коммерческой тайны, при этом действовать с ограничениями: они должны уважать частную жизнь сотрудников. Также слишком частый мониторинг может быть угрозой для лояльности сотрудников, поскольку сотрудник может чувствовать себя ненадежным.

 

Выездное интервью

В случае увольнения работника важно провести выездное собеседование, на котором работодатель напомнил бы увольняющемуся об его обязательствах по окончании трудовой деятельности, чтобы сохранить конфиденциальность коммерческой тайны, к которой они имели доступ в ходе своей работы, а также последствия нарушения этих. Такие выездные собеседования также полезны для работодателя, так как они будут получать информацию о будущих планах бывшего сотрудника, например, о том, где работник планирует работать. Эта информация поможет работодателям лучше понять потенциальные угрозы их коммерческой тайне и определить конкурентов. 

 

 

Принимая решение о сохранении определенной информации в тайне, предприятия должны выстроить надежную систему защиты вокруг такой информации. Кроме того, предприятия должны установить сильную психологическую лояльность со своими сотрудниками, чтобы больше шансов на эффективность соглашений о неразглашении и неконкурентности. Таким образом, предприятиям рекомендуется включать меры по повышению психологической лояльности как неотъемлемую часть своей стратегии в области ИС и общей бизнес-стратегии.


  

 

 

Поделиться:
203

23.05.2019

Поделиться:

Другие новости

img

Об аресте банковских счетов бизнеса

Взыскание ущерба, нанесенного преступлением – это единственный способ справедливо возместить потери и восстановить нарушенные права. Таким инструментом является арест активов в ходе следствия. Но когда при применении ареста у органов следствия ест...

Узнать больше
img

Тренды клиентских предпочтений

 

 

Цена вопроса

 

Выяснилось, что цена юридической услуги не явля...

Узнать больше