Публикация

Сравнительная реклама в бизнесе

Принцип «будь проще и люди сами к тебе потянутся» не всегда эффективен, а иногда даже губителен, поэтому большинство из предпринимателей во что бы то ни стало хотят выделить себя на фоне своих конкурентов. Зачастую, самый быстрый на реакцию потребителей способ выделиться среди других – это удачная, яркая, «вкусная» реклама, привлекательный внешний вид, сочные краски, притягательный слоган… «Ваш самый лучший обед»,  «Самый надежный бизнес-партнер», «Вы выиграете только с нами», «Лучшие цены на рынке», «Самый широкий ассортимент», «Наша компания – Ваш единственный верный выбор»….

 

Но! Такого рода рекламные слоганы нарушают предписания Закона Украины «О рекламе», Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Так, согласно первого нормативно-правового акта, сравнительная реклама – это реклама, содержащая сравнение с другими лицами и / или товарами другого лица.

 

Действующее законодательство не содержит прямого запрета на использование в рекламе сравнений. Но при этом отмечается, что отношения, возникающие в связи со сравнительной рекламой, регулируются законодательством Украины о защите от недобросовестной конкуренции. Соответственно, в ст. 7 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» не установлен прямой запрет, но указано, что не признается неправомерным сравнение в рекламе, в том случае, если приведенные сведения о товарах, работах, услугах подтверждены фактическими данными, являются достоверными, о объективными, полезными для информирования потребителей. Решение о признании о признании сравнения в рекламе неправомерным на основании нарушения принципа добросовестной конкуренции в рекламе (в соответствии с положениями Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции») принимаются органами Антимонопольного комитета Украины.

 

Вместе с тем, законодатель четко определил субъекта ответственности за неправомерное сравнение в рекламе, положив ее на рекламодателей, что является достаточно спорным, поскольку разработка идеи рекламного продукта принадлежит не рекламодателю, а производителю рекламы.

 

По нормативному определению понятия сравнительной рекламы, можно сделать вывод, что украинское законодательство признает, что сравнительная реклама имеет право на существование в Украине, и субъекты предпринимательской деятельности могут ее использовать, но только в том случае, если информация о преимуществах одних товаров над другими, содержащаяся в рекламе, является достоверной и подтверждается фактическими данными.

 

В то же время на практике возникает много правовых вопросов, четких ответов на которые украинское законодательство прямо не дает, в частности  может быть сравнение с конкурентом или товарами и услугами конкурента прямым (с указанием конкретного наименования, наименования продукта, знака для товаров и услуг конкурента), будет ли считаться сравнительной реклама, в которой речь идет не о конкретном конкуренте, а о их неопределенной группе, будет ли считаться сравнительной реклама, не содержащая наименование, названия товаров и услуг конкретных конкурентов, но в которой используются различные прилагательные высшего и высшего степеней сравнения («лучший», «лучший» и т.п.)?...

 

Таких вопросов целое множество и не всегда встречному предпринимателю удается найти самостоятельно верный ответ на них. Но иногда ему приходит на выручку государственные органы и коммунальные предприятия города, вручая предписание о демонтаже рекламных носителей, на которых элементы рекламной кампании нарушают принципы добросовестной конкуренции и предписания законодательства в сфере рекламы.

 

Так сказать, «на руку» таким «стражам рекламного порядка» играет то, что отсутствие четких и объективных, установленных на законодательном уровне, критериев заставляет их должностных лиц отвечать на эти вопросы исходя из своей субъективной оценки этого понятия. Также, это может приводить к принятию разных по своему содержанию решений судов и других уполномоченных органов по делам, рассматриваемым по поводу использования сравнительной рекламы.

 

Таким образом, сравнительная реклама, с одной стороны, может быть достаточно эффективным, а с другой – достаточно опасным инструментом. Она, как правило, положительно влияет на уровень реализации товаров и услуг субъекта, ее использует, но и может негативно повлиять на уровень реализации товаров и услуг конкурента. Конкурент, в свою очередь, имеет право обратится в претензионном порядке касательно Вашей рекламной кампании.

 

И так, предприниматель при неумелом использовании рекламных акций без предварительного правового анализа материалом будущей рекламной кампании имеет реальную возможность не только потратив существенные средства на ее реализацию – демонтировать часть, а то и все рекламные носители (плакаты, материалы на сити-лайтах, рекламных щитах т.п.), но еще и проиграть в претензионном и судебном процессе, инициированном конкурентами.

Поделиться:
71

18.09.2018

Поделиться:

Другие новости

img

Туроператоры, не забывайте: Кабмин утвердил новые правила

Кабмин и МЭРТ против

 

На сайте Министерства экономического развития и торговли Украины (МЭРТ), появилась информация, что 4 июля под председательством Министра экономического развития и торговли Украины Степана Куб...

Узнать больше
img

Как не «заработать» пятикратный штраф?

За текущий год уже второй раз вносятся кардинальные изменения касательно правил кассовой дисциплины, в связи с чем возникает множество вопросов как у бухгалтеров (особенно «старой» закалки), так и у юристов. Вопросов нет только у инспекторов налог...

Узнать больше