Публикация

Террористические организации 2.0.

Проблемы есть??    Статья 24 Закона Украины «О борьбе с терроризмом» предусматривает ряд санкций, которые применяются в отношении террористических организаций, а статьей 258-3 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за создание террористической группы или организации.

На первый взгляд, все нормально и ничего не предвещает беды, но есть одна важная проблема: отсутствие в национальном законодательстве порядка признания террористических организаций. То есть, нет указания на тот орган государственной власти, который сможет компетентно рассмотреть данное дело, соблюдя процедуру, подсудность дела и все вытекающие отсюда последствия. Напрашивается вопрос: «А как тогда признавать организации как террористические?» (спойлер: в Украине пока никак).

 

Две тропинки, два пути…

В мире существует всего два пути для признания организации террористической:

а) политический

б) судебный 

Если подробнее, то первый предусматривает активное участие в такой процедуре органов государственной власти (ведущие политические партии, правительство, парламент, глава государства и т.д). Он характерен для Канады, США и Великобритании.

В судебном механизме главную роль играет, конечно же, суд.
Такой метод больше применяется в бывших странах Советского Союза: Российской Федерации, Беларуси и Казахстане.

 

А как у них?

В основном в большинстве государств мира есть свои собственные списки организаций, которые они самостоятельно признали террористическими.

В США такие списки регулярно подготавливают эксперты госдепартамента. Далее объявляется запрет деятельности этих организаций на территории страны. Гражданам запрещается предоставлять финансовую и любую другую помощь таким организациям, контактировать с членами группирований, а последним к тому же - въезд на территорию страны (все их американские счета, ко всему прочему, арестовываются). Вдобавок, у США есть список стран, которые предоставляют поддержку актам международного терроризма – так называемым государствам-спонсорам терроризма.

В Великобритании же такие списки подготавливают сотрудники Министерства внутренних дел и передают их на утверждение парламенту государства. Процедура «просто и со вкусом».

И пока Украина мечтательно «тянется» к стандартам США и Великобритании, мы сталкиваемся с самой крайней формой террористических организаций: с контролем террористических организаций со стороны государства-агрессора.  Такая страна не только поддерживает международные террористические организации, но и осуществляет контроль над их действиями. Понятно, что подобные террористические организации используются государством в целях тайного ведения войны.


Давно и неправда

Разговоры о необходимости признания ЛНР и ДНР ведутся уже очень давно и, как мы видим, не очень успешно. Еще в мае 2014 года Генпрокуратура якобы присвоила данным организациям статус террористических. Но на каких основаниях? Логические процессы дают сбой и мигают красным.

14 января 2015 года украинский парламент обратился к ЕС, Европарламенту, ПАСЕ и ряду стран (США, Канада, Австралия, Япония) с просьбой о признании ЛНР и ДНР террористическими организациями. Снова-таки вопрос: «И что?» - «Ничего» - ответим вам откровенно.

 

(Не/возможные) пути признания организации как террористической в Украине

Итак, первый способ. На данный момент судебная практика идет тремя различными стезями. В некоторых приговорах содержится формулировка о том, что перечисление в обвинительном акте признаков террористической организации достаточно для понимания того, что ЛНР и ДНР являются террористическими организациями. И, как следствие, за сотрудничество с предприятиями ЛНР и ДНР (осуществление транзакций с ними тоже сюда) установлено наказание. Сюрприз: нежданно-негаданно мелкий и средний бизнес надел чулочную - с прорезями на глазах - маску финансиста терроризма, сам того не подозревая.

Что касается второго способа, то здесь есть часть судебных решений, в которых судьи приходит к выводу о том, что ЛНР является террористической организацией, поскольку об этом есть упоминание в обращении Верховной Рады в международные организации (такие как ООН, ЕП, ПАСЕ). Каким образом одно лишь упоминание может быть основанием для чего-то – еще один риторический вопрос в нашем списке.

 

Запустить процесс или топтаться на месте

Очевидно, что процесс признания ЕС ДНР и ЛНР террористическими организациями должен начаться, прежде всего, с Украины (а не с взываний к другим странам или сообществам). И уже потом задавать данный вопрос в рамках международного права и системы. Поэтому в первую очередь необходимо применить некоторые меры украинской стороной, и только тогда выводить проблему на международный уровень и перекладывать на других свои проблемы.

Законодательству до сих пор не уделено внимание в части урегулирования данного вопроса. Ни в одном законе, ни в кодексе не прописан порядок признания организации террористической, отсюда и все наши проблемы, и недоразумения, и эта статья.

 

Моя попытка №5

27 января 2015 года в первом чтении парламент принял проект Закона «О внесении изменений к некоторым законодательным актам о признании организаций террористическими». Он гласит, что признавать организации террористическими должен Высший административный суд Украины. И в это же время документ содержит норму, в соответствии с которой это может осуществляться и решением Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Получается, СНБОУ может принимать решения, которые этим же законопроектом подвластны суду (???). Еще ни одна процедура признания террористической организации в мире не предусматривала подмену функций и полномочий одного государственного органа другим. Украина, как всегда, первая.

 

Суд или не суд, сделай же что-нибудь

На мой взгляд, самой правильной позицией является третий тип судебной практики, который говорит, что согласно ст.24 ЗУ «О борьбе с терроризмом» решение о признании организации террористической может быть вынесено исключительно судом, в рамках отдельного судебного рассмотрения.

Таким образом, необходимо сначала в судебном порядке определить статус ЛНР, их политических и должностных фигур, и только в случае вынесения соответствующего решения, последнее будет иметь преюдициальное значение, т.е устанавливать обстоятельства, которые не подлежат в последующем проверке.

Если попроще, то при вынесении приговоров пособникам террористов, стороне обвинения нет необходимости доказывать террористический статус ЛДНР, достаточно будет сослаться на раннее вынесенное судебное решение.

 

Бессмертие Надежды

Я негативно отношусь к происходящему на востоке Украины и считаю установление власти ЛНР оккупацией, но моя профессиональная деятельность заставляет критически относиться к любым заявлениям и обстоятельствам и проверять их конкретными и четкими доказательствами.

У известного русского шоумена Семена Слепакова есть строки песни: «Я очень рад, конечно, что вот-вот подорожает нефть. А че, б*я, если нет? Че будет, если нет?» Так вот, аналогично, что будет, если на каком-то витке истории эти организации не будут признаны террористическими?

Власть разберется в формулировках и примет решение о том, что более уместно применять понятие «сепаратизм», что в свою очередь не имеет таких последствий и для бизнеса, и для граждан (надежда, как известно, умирает последней).

 

Так и что в сухом остатке?

В итоге, отсутствие статуса ЛНР и ДНР в условиях военного конфликта и повсеместное расследование «финансирования террористических организаций» создают благоприятную почву для незаконных манипуляций.  Законопослушный бизнес становится жертвой всего «арсенала правоохранительной системы», а в это же время оставляется незакрытой дверь для тех, кто своими осознанными действиями ведет к беспорядкам и насилию.

Почему государство остается равнодушным в этой ситуации – самый главный вопрос, требующий скорого ответа. А пока что нам остаётся только использовать строки песен Слепакова в качестве метафоры.

Поделиться:
106

20.09.2018

Поделиться:

Другие новости

img

«Маски-шоу стоп-2»: подарок на Хэллоуин

«Кошелек или жизнь?» Что нового в защиту бизнеса принес не украинский праздник Дня всех святых?

 

31 октября 2018 года Президентом Украины после продолжительной паузы был подписан закон, который получил условное на...

Узнать больше
img

Чего хотят юристы X, Y и Z?

 

        

Нашумевшая теория поколений, разработанная Уильямом Штраусом и Нилом Хау относительно цикличности моделей поведения в истории США, нашла своих сторонников и в Украине. Должное внимание градации общества на поколения удел...

Узнать больше