Публикация

Где заканчивается мода и начинается плагиат?

Fashion law. «Fashion & beauty», «Fashion & luxury goods», «Retail&Fashion», «Business of fashion».

 

Защитить новую коллекцию одежды/обуви/аксессуаров от плагиата не совсем простая задача.

 

Изначально, существует 3 способа защиты прав дизайнеров модной индустрии:

 

- авторское право;

- патентирование;

- товарный знак (торговая марка).

 

Давайте кратко разберем особенности каждого способа защиты.

 

Авторское право

 

Авторское право защищает все произведения, которые были созданы творческим путем с момента их создания, кроме:

 

- контрафакта: лицо, присваивает себе авторство чужого произведения;

- плагиат: неправомерное заимствование автором частей чужого произведения;

- чрезмерное и неоправданное цитирование.

 

Наш закон говорит, что авторское право возникает у автора автоматически; оно не требует регистрации произведения или соблюдения каких-либо формальностей (по желанию можно получить св-во об авторском праве).

 

Несмотря на презумпцию авторства, в любой момент может появиться лицо, которое станет заверять Вас, что это он автор вашего произведения, поскольку разработал/использовал ваше произведение (в данном случае дизайнерское решение) еще с пеленок. В данном случае возникнет вопрос: «Кто раньше всех сел на стул?». Поэтому, задача каждого автора зафиксировать момент создания того или иного произведения, как подтверждение своего первенства (один украинский ресурс уже предлагает свои услуги фиксации первенства автора при помощи Blockchain).

 

Но существует нюанс, который присущ представителям индустрии моды. Обычно создаваемые модельерами творения являются вторичными, основанными на интерпретации или трансформации чужих идей: «Шанель подсмотрела идеи для своего фирменного стиля à la garçonne в предметах мужского гардероба начала XX века. Диор не придумал знаменитый силуэт corolle из ничего, а переработал платье с кринолином конца XIX–начала XX века, осовременив его. Скандальная коллекция Ива Сен-Лорана 1971 года была вдохновлена парижской модой 1940-х и напоминала коллаж из найденных в винтажных лавочках Левого берега вещей. Вивьен Вествуд не раз использовала в своих работах отсылки к историческому костюму, собирая из визуальных кусочков различных эпох единую картинку (позже к этому приёму будет активно прибегать Джон Гальяно сперва в рамках собственного бренда, а затем – Dior). Идея одеть мужчин в юбки не принадлежала Жан-Полю Готье – он позаимствовал её у выдающегося стилиста Рэя Петри». Есть ли здесь плагиат? Ответ прост – нет.

 

Задача 1. Если вы во время турне посмотрели коллекцию в Риге и затем в течении 1-2 лет сделали аналогичную/схожую с ней в Одессе, будет ли это считаться плагиатом?  

 

Задача 2. Если вы посмотрели фильм «Побег из Шоушенка» и сделали новую коллекцию тюремной одежды, но под новым углом зрения, с современными тканями, кроем, будет ли это считаться плагиатом?  

 

2. Патентирование

 

Патент – защищает внешнюю форму вашего изделия.

 

Для этого подается заявка в Укрпатент (пошлина  около 100-200 грн.) с описью вашего изделия. Регистратор удовлетворит вашу заявку только при условии, что ваше изделие обладает таким признаком как новизна, т.е. присутствует новое оригинальной дизайнерское решение. Как правильно преподнести новизну регистратору, уже задача доверенного вами на регистрацию лица (патентного поверенного, юриста). Это не самая большая проблема для дизайнера. А вот срок процедуры получения патента (от 7 до 12 месяцев) – проблема. К моменту выдачи патента ваша коллекция просто устареет.

 

Именно поэтому в некоторых странах вносятся предложения о защите права дизайнеров модной индустрии уже с момента подачи ими заявки на патент (а не после его получения). То есть предлагается наделить дизайнеров правом предъявлять иски о компенсации за нарушение интеллектуальной собственности не с момента получения патента на промышленный образец, а с момента подачи заявки на получение этого патента.

 

3 .Торговая марка (ТМ)

 

Вспомним о самом модном споре в Одессе? «Odessa Fashion Week» не смогла зарегистрировать свой бренд (ТМ), поскольку в реестре уже зарегистрирована схожая ТМ «Holiday Fashion Week». Отсюда и конфликт со столичной компанией. Одесситы не понимаю, почему они не могут публично проводить неделю моды под своим названием, а киевляне, в свою очередь, считают, что одесситы пользуются их раскрученными брендом и лишают их должного заработка.

 

Не вспомнили? Хорошо, другой пример. Спор Adidas c Ecco касательно дизайна обуви. Adidas получил ТМ на свои 3 полоски, которые являются неотъемлемой частью дизайна кроссовок. Ecco без спроса и ущемления совести использовала эти 3 полоски на своих моделях спортивной обуви. Как итог, Adidas понес значительный ущерб, поскольку Ecco сыграло на доверие потребителя к знаменитому бренду и подал иск на кругленькую сумму (Адидас уже выигрывал аналогичный спор, где сумма компенсации составила 65 млн. у.е.)

 

Еще пример? Почитайте как Лубутен вовсю защищает свой красный цвет - жми.

 

Итак, ТМ защищает ваши права на бренд (наименование, изображение, цвет, другое обозначение вашего товара/услуги). Процедура получения ТМ схожа с получением патента: подаете заявку в Укрпатент, оплачиваете сбор - от 1 тыс. грн., ожидаете выдачу свидетельства (в среднем 20 месяцев).   Безусловно, 20 месяцев - срок длинный. Поэтому законодатель предусмотрел право предварительный заявки (брони), которая гарантирует, что иное лицо не сможет зарегистрировать схожее обозначение после вас, а также не сможет использовать его в своей коммерческой деятельности без вашего разрешения.

 

Как быть?

 

Законодатель предусмотрел несколько способов защиты прав представителей индустрии моды (с целью сохранения интриги, я раскрыл не все способы). Все они не дают однозначного ответа на главный вопрос модельеров – как защитить себя от плагиата? Поэтому интересна позиция европейского законодательства, в частности, зак-ва Испании. В Испании, плагиат в модной индустрии рассматривается в соответствии со статьей о нечестной конкуренции в бизнесе. Имитация здесь является незаконной и считается плагиатом при наличии одного из 3 условий:

 

Во-первых, должен существовать риск того, что оригинал и копию можно перепутать…

 

Второе условие — это нечестное преимущество, которое получает производитель, копирующий изделие…

 

И третье – это целенаправленная системная имитация, направленная на то, чтобы сместить конкурента с занимаемой им позиции в данной индустрии.

При совокупности этих трех составляющих, суд всегда займет сторону «обиженного» дизайнера.

 

Возможно, нам бы не помешало процитировать/позаимствовать (не плагиат) некоторые положения европейских государств в собственном законодательстве?

Поделиться:
97

24.10.2018

Поделиться:

Другие новости

img

Когда доказал все, кроме одного

 

Как рождается спор касательно интеллектуальной собственности:

 

Step 1. У автора возникает идея;

Step 2. Автор находит ее применение = Идея приобретает форму выражения;

Step 3. 3-е лицо заимствует/использу...

Узнать больше
img

Код как объект интеллектуальной собственности!

В прошлой статье я писал о том, что подобно любой продуктовой компании, юристы также находятся в поиске своего «юридического стартапа», который сможет решить проблему его целевой аудитории и тем самым повысить репутацию и эк...

Узнать больше