В 2017 году Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах» от 23.03.2017 г. № 1983-VIII.
Данный Закон ввел в правовое поле Украины процедуру обязательной продажи акций по требованию владельцев доминирующего пакета акций. Данная процедура носит название «сквиз-аут».
Мы решили подвести итоги уже осуществленных процедур сквиз-аута и провести анализ данной процедуры.
Закон о повышении уровня корпоративного управления в акционерных обществах от 23 марта 2017 года с одной стороны закрыл пробел в действующем законодательстве и ввел обязательную продажу акций по требованию лица или лиц, являющихся владельцем доминирующего контрольного пакета в размере 95% (сквиз-аут), отмечает НКЦБФР. Однако, с другой стороны данный Закон показал несовершенство механизмов реализации его положений.
Сквиз-аут это новое явление в украинском правовом поле. Эта процедура хотя и принудительная, но предполагает обязательный выкуп акций по справедливой стоимости.
Справедливая стоимость акций — это важнейший фактор, который отличает сквиз-аут от незаконного присвоения акций миноритариев, что нарушает право собственности в соответствии с нормами действующего законодательства.
Несмотря на то, что самым важным аспектом сквиз-аута как раз и является цена обязательной продажи, но именно она и вызывает больше все неудовлетворенности со стороны миноритарных акционеров.
Упомянутый закон определил ценой обязательной продажи акций наибольшую из следующих оценок: самая высокая цена акции, по которой заявитель требования приобретал акции общества в течение последних 12 месяцев; средний биржевой курс акций на соответствующей фондовой бирже, рассчитанный за последние три месяца их обращения; и рыночная стоимость акций общества, определенная субъектом оценочной деятельности по состоянию на день, предшествующий дате вступления заявителем требования доминирующего пакета акций.
В то же время, несмотря на некую свободу выбора определения справедливой цены выкупа, основным способом определения цены является определение стоимости субъектом оценочной деятельности. И как раз здесь начинаются проблемы. Круг украинских оценщиков включает в себя достаточное количество недобросовестных игроков, которые оценивают акции так, как выгодно их клиентам, то есть значительно занижая стоимость миноритарных пакетов.
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку знает о существующей проблеме, однако указывает на то, что к полномочиям регулятора относится проверка соблюдения требований законодательства при выборе способа оценки стоимости акций, а не рецензирование непосредственно результатов оценки акций.
Это значит, что в случае несогласия с определением способа оценки стоимости акций акционеры могут обращаться к регулятору для проверки фактов нарушения законодательства со стороны акционерного общества и собственника доминирующего пакета акций.
Но в случае несогласия непосредственно с результатом оценки стоимости акций, которая и определяет справедливую стоимость выкупа, акционеры должны привлекать Фонд госимущества или профильные саморегулирующиеся организации, для получения вывода о соответствии такой оценки установленным правилам.
Для окончательного решения вопроса миноритарным акционерам в любом случае придется обращаться в суд.
В целом результаты анализа проведения процедур сквиз-аута в Украине позволяют сделать следующие выводы: