Скорее всего, не найдется ни одного предпринимателя, который бы не совершил ни одной ошибки во время создания и развития своего бизнеса.
К сожалению, 100% защиты от совершения ошибок не существует. Однако, к радости, есть опыт других предпринимателей, которые уже прошли этот болезненный путь.
Пользуясь чужим опытом, начинающий предприниматель не застрахован от ошибок, но может минимизировать вероятность их возникновения или последствия.
Рассмотрим топ-5 ошибок, которые совершают на старте бизнеса. И посмотрим, как их можно избежать или уменьшить.
Очень часто бизнес начинает создаваться усилиями нескольких человек. При этом, на старте, люди полностью доверяют друг другу и абсолютно уверены в том, что так будет всегда.
Однако, реальность говорит о том, что рано или поздно, между ними могут возникнуть разногласия в различных сферах ведения бизнеса. И, к сожалению, отсутствие договоренностей между партнерами, может свести все усилия, направленные на развитие бизнеса на нет.
Избежать разногласий и конфликтов между партнерами, вряд ли получится. А вот предусмотреть их, и зафиксировать возможные варианты тупиковых решений на бумаге, – не только возможно, но и крайне необходимо.
Для таких целей, функцию сохранности бизнеса, да и в целом, человеческих отношений, может выполнять корпоративный договор, который следует заключать на самом старте бизнеса.
Большое количество ресурсов на старте бизнеса уходит на реализацию маркетинговой стратегии. Это и расходы на рекламу, длительный путь завоевания доверия клиентов на рынке, повышение узнаваемости и прочие мероприятия, направленные на создание бренда.
В тоже время, фокусируясь на основной цели – сделать свой продукт узнаваемым, многие забывают о его защите, тем самым позволяя конкурентам в любой момент воспользоваться этим.
Создав какой-либо продукт, который вы готовите к выходу на рынок, позаботьтесь о его регистрации, как объекта интеллектуальной собственности.
Пренебрежение этой рекомендации может стоить очень дорого. Конкуренты могут воспользоваться этой недальновидностью и создать аналогичный продукт, оформив на себя все права и, в последующем запретить вам использовать наименование или логотип продукта. Вариантов последствий у такой ошибки очень много. И затраты на устранение последствий будут колоссальными. И в данном случае речь идет не только о стоимости ребрендинга, в случае недобросовестных действий конкурентов, а в первую очередь, о потерянном времени.
Нанимая сотрудников позаботьтесь о надлежащем оформлении любых отношений с ними. Отсутствие у бизнеса документального оформления четких трудовых контрактов, с детально изложенными функциональными обязанностями, ответственностью, KPI и прочего может привести к финансовым потерям. Иногда получается так, что собственник бизнеса не развивает проект, а просто финансирует ряд сотрудников, которые может бы и хотели работать и развивать бизнес, но, в виду отсутствия четких документальных соглашений об их функциях, не делают этого.
Еще одной ошибкой является отсутствие документов, устанавливающих и регулирующих режим коммерческой тайны в компании.
Если от вас уйдет сотрудник с описанием всех процессов вашего бизнеса, клиентской базой и прочими данными, то без таких документов, предпринять какие-либо действенные методы защиты вашего бизнеса будет практически невозможно.
На самом старте деятельности многие собственники не задумываются о том, что будет потом. Отсутствие стратегического плана развития и масштабирования бизнеса приводит к тому, что, когда объемы бизнеса увеличиваются, собственник оказывается не готов к этому.
Многие из владельцев почему-то полагают, что правильно развивать бизнес в рамках одной компании. Но это является заблуждением.
Намного эффективнее структурировать бизнес и активы, постепенно создавая группу компаний.
Простыми словами структурирование бизнеса – это распределение функций в рамках одного бизнеса между разными компаниями.
Обобщенно говоря, одна компания владеет всеми основными активами, другая занимается производством, третья- продажами и т.д.
Не задумываясь об этом в самом начале, вы рискуете лишиться возможности обеспечить финансовую, управленческую и имущественную безопасность бизнеса.
На старте деятельности, многие не придают значения правильно оформленным договорам и иного рода соглашениям, руководствуясь при этом принципом, что в сети сейчас можно найти все.
Однако, каждый бизнес уникален и имеет свою специфику производства, продаж, оказания услуг и так далее.
Шаблонный документ не защитит вас от недобросовестных контрагентов или поставщиков, и в нем не будут учтены все ваши потребности и гарантии надлежащего качества поставки товаров или оказания услуг.
Поэтому, крайне нежелательно использовать шаблонные договора, тем более взятые из интернета.
Лучше один раз инвестировать в грамотно составленный и качественный документ, который будет отражать все ваши потребности и особенности и быть уверенным в надежной защите ваших интересов, в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Перечень описанных ошибок не является исчерпывающим, их достаточно большое количество, и некоторых не избежать. Без некоторых ошибок не бывает прогресса, на них учатся, делают выводы, и двигаются дальше.
Однако, указанные ошибки на старте бизнеса, являются распространенными, и развиваться можно не допуская их, экономя свое время и ресурсы за счет использования чужого опыта.